yusta_ya: (Default)
[personal profile] yusta_ya
В КОНЦЕ НОЯБРЯ

А помните, как оно все начиналось? Год назад, в конце ноября?..

В тот день с утра я прилетела из Москвы. Меня приглашали туда на Литературное собрание, которое внезапно – это стало известно перед самым моим отъездом из Киева – посетил Путин. Я понаблюдала его довольно близко и не без интереса: как он отвечает на вопросы из зала, виртуозно жонглируя словами, передергивая факты и манипулируя людьми, как отпускает фирменные шуточки, как сдержанно улыбается бурным аплодисментам и явно ловит кайф от процесса. Впрочем, сейчас живописать «путин-стайл» уже нет ни малейшей необходимости. Этот эпизод нужен здесь только как вводная.

Мы тогда еще не знали милой путинской манеры озвучивать тезисы актуального политического курса в таких вот случайных местах, вроде слета продвинутой молодежи или писательского собрания. Эдак ненавязчиво зашла речь об Украине, о евроинтеграции, и ВВП бросил как бы между делом: а почему без нас? Нееет, без участия России такие вещи не подписывают. Мимолетная фраза, движение бровью. Там, в зале, никто ничего толком и не понял, и я тоже.

Так вот, я прилетела в Киев. Чемодан, дети, три дня мужского холостяцкого хозяйства. И между делом новости о том, что выступал Азаров, что никто ничего уже не подписывает, что народ зовут на Майдан – ведь нельзя же так!.. Пламенные призывы и красочные фотографии на фейсбуке. Что-то происходило, что-то затевалось, и, конечно же, надо было пойти и увидеть все своими глазами.

Но мы с мужем смогли выбраться в город только поздно вечером. В субботу – помните? – в конце ноября.

О том, что мы тогда увидели, я не писала в блоге, не рассказывала почти никому. Но теперь уже, наверное, можно.

Тот ноябрьский вечер выдался промозглым и холодным, на улицах центра Киева светились огни и витрины, и улицы эти были совершенно пустынны. Мы спустились к Майдану. Здесь клубилась совсем небольшая толпа, нет, не толпа даже, а так, группа людей, темная и невыразительная, безо всякой символики и флагов. Сцены не было. Какой-то человек, окруженный редким полукругом слушателей, вещал в микрофон, некачественный звук съедал слова.Мы честно подошли поближе, вслушиваясь: ничего интересного, стандартный поток патриотического сознания. Затем передал слово другому выступающему, тот понес и вовсе неудобоваримый бред без знаков препинания, не заботясь, слышит ли его кто-нибудь. Чувствовалось, что мы безнадежно опоздали. Ивент кончился, организаторы и звезды разошлись, оставив площадь и переходящий микрофон досужим маргиналам.

Толпа потихоньку рассасывалась. Мы переглянулись: делать тут было совершенно нечего. И пошли вниз по мглистому вечернему Крещатику. Дошли до самой Бессарабки – в тяжелом и безнадежном молчании.

Тогда муж сказал: надо уезжать. Никогда и ничего не будет в этой стране.

Я, конечно, возражала. Не помню, что именно я тогда говорила: наверное, о том, что эмиграция – это поражение априори, что надо жить и работать здесь, что все зависит от нас… И, вообще, когда еще нам, многодетным родителям, получится погулять вдвоем по ночному городу? Давай просто пройдемся, предложила я. Или, наоборот, это он предложил?..

И еще сказал – это я запомнила точно: ну ладно, посмотрим. Может быть, все еще только начинается.

Мы шли по ночному Киеву, понятия не имея, сколько всего случится за этот год. Непредсказуемого – как бы ни изощрялись конспирологи – неуправляемого, величественного, вероломного, страшного. Майдан, беркут, Крым, Донбасс – все эти слова несли тогда совершенно иное смысловое наполнение. В нашем мире была невозможна война. Все еще были живы.

Я знаю, очень многим хотелось бы, заполучив некий часоворот, отмотать время на год назад, вернуться и все переиграть. Чтобы ничего этого не было. Чтобы осталось по-прежнему! – вполне себе нормальная жизнь, предсказуемые выборы в свой срок, ни революции, ни войны…

Дело не в том, что история не имеет сослагательного наклонения. И даже не в том, реально ли было избежать войны и жертв – если бы на следующий же день, в воскресенье, сотни тысяч людей, и мы тоже, не вышли на Майдан?

Думаю, нет. Но я о другом.

Слишком хорошо я помню тот промозглый ноябрьский вечер. Наше тяжелое молчание.То невыносимое чувство безнадежности, стыда, отсутствия воздуха – в стране, где, казалось, никогда и ничего не будет.

Вспомните и вы, как это было. Год назад, в конце ноября.

Date: 2014-11-20 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] shusshu.livejournal.com
И мы были там, накануне вечером, до разгона. Кучка людей, кто-то наклейки раздает, кто-то бутербродики носит, маленькая тусовка, как-будто все друг друга знают, погуляли и пошли домой уже поздно вечером, а утром новости... взрослый мужик с разбитой головой сидит на земле и плачет, не от боли, от тупого бессилия, и я плачу вместе с ним, будто тоже сижу рядом... унижение, которое можно почувствовать через экран телевизора.
А потом, люди, много людей, давка в метро по воскресеньям, полные электрички в выходные, море, поющее гимн своей страны, даже путая слова и ноты, даже не до конца веря в победу, но с гордостью и достоинством .... Героям слава !

Date: 2014-11-20 08:32 am (UTC)

Date: 2014-11-20 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

Date: 2014-11-20 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] moonrainbow.livejournal.com
Можно ли было избежать жертв и войны? Да, абсолютно реально. Все это время можно было закончить все миром. Янукович раз за разом отползал, сдавая позицию за позицией, и в феврале был готов уже на сдачу власти, лишь бы посидеть в кресле до декабря и дохапать остатки. Но даже потом еще оставались шансы на то, что происходит недоразумение, даже в июне, когда Крым ушел, Донбасс-то еще серьезно уходить не собирался, там-то можно было договориться, сбросить пар, спустить все и закончить дело миром. Все шансы были - и все время осознанно и целенаправленно выбирался наиболее силовой и кровавый вариант. Лучше бы не было ничего вообще, чем то, что получилось. Если стыдно и безнадежно оттого, что ничего не происходит и не меняется - как же должно быть стыдно сейчас за войну, насколько глубоким должно быть ощущение безнадежности от падающей в бездну экономики и останавливающейся на глазах промышленности. Или же я не прав, и вам виднее, и смерти, война и приближающийся экономический коллапс имеют меньшее значение в сравнении с тем, что наконец-то можно ощущать гордость от пения гимна Украины?

Date: 2014-11-20 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Вы совершенно правы. Каждый раз выбирался кровавый вариант - угадайте с трех раз, кем.
Нормальным россиянам действительно за него стыдно.

Date: 2014-11-21 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Я думаю, не сильно ошибусь, если скажу за 80% "гассиян", что они будут рады видеть "20% нормальных" раскатанными танками на Красной площади - как китайцы в 1989 раскатали свой "майдан".

Ну или на крайняк - бежавшими в "свободную Украину" (только что-то не бегут - только языком треплют что "пора валить")

Date: 2014-11-20 10:55 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Сорри, нет времени на разговоры по методичкам. Удачи в других местах.

Date: 2014-11-20 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] predsovmina.livejournal.com
"Я знаю, очень многим хотелось бы, заполучив некий часоворот, отмотать время на год назад, вернуться и все переиграть".

Да, признаюсь, мне бы очень хотелось.
А вам нет?

Date: 2014-11-20 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Это надо было бы отыгрывать с прихода Путина к власти. Аннексия и война готовилась независимо от.

Date: 2014-11-20 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] predsovmina.livejournal.com
Ваше утверждение весьма спорно. В частности, не очень прослеживается связь между приходом Путина к власти и событиями 2014 года в Украине.
Начнем с того, что "крымский вопрос" стоял на повестке дня еще как минимум с 90-х годов. В частности, Верховный совет РФ, если я правильно помню, еще в 1992 году принял постановление о юридической ничтожности постановления 1954 года о передаче Крыма в состав УССР. Совершенно очевидно, что этот вопрос будоражил умы российских политиков еще задолго до того, как г-н Путин занял президентскую должность.
Далее. Насколько мне известно, уже в течение долгого времени готовились некие шаги, связанные с будущим Крыма, в связи с которыми в Киев, в частности, неоднократно приезжал для переговоров г-н Сурков.
Переговоры эти особо не афишировались, но и не скрывались. Обсуждались, в частности, вопросы статуса Крыма, строительства моста из России в Крым и т.д. Совсем не случайно и то, что в первоначальном варианте вопроса на крымском "референдуме" (который сначала планировалсоь проводить 25 мая) предусматривалось лишь расширение самостоятельности Крыма в составе Украины, но никак не аннексия полуострова Россией. Я считал и считаю, что решение об аннексии было спонтанным.
Мало верится мне и в то, что Россия давно и сознательно готовилась к войне с Украиной. Это противоречит не только стратегическим целям России, но и здравому смыслу.
Это долгий разговор, конечно, я, пожалуй, остановлюсь. Но, если вернуться к "отмотать", то да, мне очень хотелось бы. На год. И абсолютно безотносительно к Путину. Но, увы, не получится. А воронка насилия тем временем затягивает Украину все глубже и глубже.
Конечно, просто и приятно валить все на пьяного Путина. Но это самообман.

Date: 2014-11-20 12:30 pm (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Аннексия готовилась как минимум после Абхазии (где легко обошлись без всякого Майдана). Привязка была скорее к Олимпиаде.

(no subject)

From: [identity profile] predsovmina.livejournal.com - Date: 2014-11-20 12:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-20 02:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] predsovmina.livejournal.com - Date: 2014-11-20 05:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-20 06:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fallenleaves1.livejournal.com - Date: 2014-11-20 08:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-21 06:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fallenleaves1.livejournal.com - Date: 2014-11-21 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-22 07:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fallenleaves1.livejournal.com - Date: 2014-11-22 02:00 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-22 03:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fallenleaves1.livejournal.com - Date: 2014-11-22 04:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-22 04:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fallenleaves1.livejournal.com - Date: 2014-11-23 02:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-23 04:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fallenleaves1.livejournal.com - Date: 2014-11-23 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-23 08:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] fallenleaves1.livejournal.com - Date: 2014-11-23 09:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-23 09:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Степан Храбров - Date: 2014-11-20 03:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Степан Храбров - Date: 2014-11-20 08:35 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-11-20 02:44 pm (UTC)
From: [identity profile] salmin26.livejournal.com
Увы, война с Украиной, аннексия Крыма, разделение страны готовились Путиным давно и тщательно. С 2008 года точно, война с Грузией была лишь репетицией и тестом на реакцию Запада. И приход к власти марионетки Януковича - лишь один из этапов спецоперации. И чудо, что российские "миротворцы" ещё не в Киеве, чудо и подвиг украинцев. Уж сейчас-то это совершенно очевидно, к чему себя обманывать.

(no subject)

From: [identity profile] predsovmina.livejournal.com - Date: 2014-11-20 05:48 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-11-20 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] pawel-motornyj.livejournal.com
Россия не готовилась именно к войне с Украиной. Она готовилась к тихой постепенной анексии нашей страны экономическими, идеологическими методами и путем расставливания своих людей на руководящи посты в Киеве. максимум что там допускали это такая же бескровная окупация всей Украины которая в итоге удалась с Крымом.
А вот что украинцы окажут сопротивление не захотят в "русский мир" и их надо будет принуждать к "русскому миру" насилием это было для Кремля неприятным сюрпризом

(no subject)

From: [identity profile] predsovmina.livejournal.com - Date: 2014-11-20 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Степан Храбров - Date: 2014-11-22 11:12 am (UTC) - Expand

Date: 2014-11-20 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] pawel-motornyj.livejournal.com
не совсем так. Изначально готовился более масштабный план: подчинение всей Украині

Date: 2014-11-20 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
С более масштабным никогда не поздно :(

Date: 2014-11-20 03:43 pm (UTC)
From: [identity profile] Степан Храбров (from livejournal.com)
и до 2012 ждали чего на ЗАпаде предпримут, а то как восток захватывать без полномасштабного загнивания Запада? Ну, обошлись магическим действом эйфории от патриотизма и пропаганды

(no subject)

From: [identity profile] predsovmina.livejournal.com - Date: 2014-11-20 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Степан Храбров - Date: 2014-11-20 06:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-11-20 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] predsovmina.livejournal.com
Я бы даже, наверное, не стал тут говорить о "подчинении". Скорее надо говорить об "удержании в российской орбите".
Ведь нельзя говорить, что Украина все это время была России не подчинена (точнее, даже не России, а кремлевским вождям). Несмотря на все взбрыки отдельных украинских политиков, реальное отстраивание независимого от Москвы существования все эти годы ведь не велось. Вечная "многополярность", вечная беготня туда-сюда в поисках денег и наиболее выгодных теневых схем распила очередных бюджетов и траншей.
А то, можно подумать, что паслась в поле такая вся из себя автокефальная Украина, а тут вдруг злые чекисты решили ее "подчинить". Чего не было - того не было. Да и сейчас, что поразительно, ничего подобного нет. Кроме выстраивания все новых схем, ничего реального что-то не видно. В частности, очень впечатляет, что санкции Запада, введенные против России, похоже, являются гораздо более жесткими, нежели аналогичные санкции, введенные самой Украиной.

Date: 2014-11-23 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] chuka-lis.livejournal.com
аналогичное мнение. и ноябрские события были спровоцированы, именно для этого. они не укладываются ни в одну схему здравого смысла, да и в стереотип ранее происходившего в подобных случаях; за кадром чувствуется чужая, жесткая рука.
разыгрывалась многоходовая комбинация, начавшаяся годами ранее.

Date: 2014-11-20 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] elbior.livejournal.com
У меня это чувство усугубилось, и слова вашего мужа актуальны как никогда.

Date: 2014-11-20 11:04 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
На вас Зотов плохо влияет :)

Date: 2014-11-20 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] elbior.livejournal.com
Да нет, Зотов в целом на меня влияет хорошо :)

Дело в том, что у меня до Майдана были валительские настроения, потом патриотизм победил. Он пьянил и где-то даже окрылял.

А сейчас я уже трезв и стою на земле.

Date: 2014-11-20 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Дело не в патриотизме. И тем более не в летании в облаках - не в нашей ситуации.
Валить из болота - это одно.
А когда на тебя нападают, надо защищаться.

(no subject)

From: [identity profile] elbior.livejournal.com - Date: 2014-11-20 11:11 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com - Date: 2014-11-20 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elbior.livejournal.com - Date: 2014-11-20 11:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2014-11-20 02:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Стефан Храбров - Date: 2014-11-20 02:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-rewa.livejournal.com - Date: 2014-11-20 10:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] elbior.livejournal.com - Date: 2014-11-21 04:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Степан Храбров - Date: 2014-11-21 06:45 am (UTC) - Expand

Date: 2014-11-20 03:13 pm (UTC)
From: [identity profile] pawel-motornyj.livejournal.com
Реально до 24 листопада коли вперше зібралось дуже багато людей я ці кілька днів дуже боявся. Страх що народ не підніметься і ми всі невдовзі ляжем під Пу був надзвичайно великим

Date: 2014-11-20 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] Михаил Пресняков (from livejournal.com)
Прекрасно. Яна чисто женский комментарий. Ни один мужчина не сможет так мастерски передать настроение: "Слишком хорошо я помню тот промозглый ноябрьский вечер. Наше тяжелое молчание.То невыносимое чувство безнадежности, стыда, отсутствия воздуха – в стране, где, казалось, никогда и ничего не будет". Я больше ничего не буду писать (с чем-то не согласен и т.п.). Не хочу спугнуть очарование этого момента!
P.S. Я бы и этого не писал, но вспомнил, что Вы меня обозвали троллем. так вот я не троллю, а говорю, что с литературной точки зрения добавить что-то - вредно! Кстати все комменты это доказывают!

Date: 2014-11-20 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] tranquiler.livejournal.com
Я вот сейчас живу в пресловутом "таежном союзе". Мы в 2010 не смогли. Я плохо представляю, как у вас, через неделю после разгона Майдана, гнали бы студентов с цветами к раненым беркутам в больницы. На Майдане я был в середине января (последние выходные перед первой широкоизвестной кровью ) меня атмосфера поразила.

March 2017

S M T W T F S
   1 234
56789 1011
12131415 161718
19 202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 20th, 2026 10:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios