yusta_ya: (Default)
[personal profile] yusta_ya
ВЕРНУТЬСЯ С ВОЙНЫ

«Ни одно по-настоящему хорошее, полезное, созидательное дело не совершается из чисто патриотических побуждений. Великие открытия происходят, в первую очередь, из жажды познания. Великие произведения искусства создаются в радости творчества. Красивые, умные и добрые дети рождаются от любви. Родина же получает со всего этого свои дивиденды просто так, от щедрости, от избытка, потому что энергетики настоящего созидания хватает и на нее. Если же вынести созидательные мотивы за скобки и оставить один патриотизм, то мы получим научные фальсификации, кич в искусстве... и мне даже не хочется представлять, какими моральными уродцами вырастут дети, рожденные исключительно ради поддержания демографии страны.

Есть только одна сфера человеческой деятельности, успех в которой обусловлен только патриотизмом и ничем другим. Это война».

Так я писала о патриотизме четыре года назад. Тогда казалось, что война – это точно не с нами и не про нас. И что мы готовы перейти на новый уровень общечеловеческого гуманизма, где жизнь – абсолютная ценность, вооруженная агрессия априори немыслима, а потому можно, отказавшись от примитивных клише патриотизма, развиваться дальше, заниматься тонкими и сложными вещами вроде науки, искусства и воспитания детей. Впрочем, уже тогда я делала оговорку, что это «невозможно на уровне одной, отдельно взятой страны».

Не получилось. Не дали. И теперь патриотизм для Украины – незыблемая и базовая ценность, оспаривать которую равносильно пораженчеству и предательству.

Четыре года назад украинские игры в патриотизм вызывали отторжение не в последнюю очередь из-за своей несерьезности, переходящей в гротеск. Собственно, любые патриотические игры воспринимаются именно так – с позиции здоровой и рациональной психики и высокой эстетической планки. Раздражали веночки и шаровары на детских утренниках, плохие стихи про калину-Украину, чествование героев, чья репутация в истории не казалась безупречной, а заодно и национальная символика вместе со словами и музыкой украинского гимна. Помните?

Нам не нравилось – потому что мы давно вернулись с войны. Патриотизм и милитаризм – сиамские близнецы, они не ходят порознь.

А тем временем в России все это было на уровне и всерьез. Россиян с войны так и не отпустили. Патриотическое воспитание шло массированным фронтом на всех уровнях, не остывали «горячие точки», постоянно подпитывался современными политтехнологиями образ той, давно окончившейся войны. Потому подавляющее большинство российского населения не допускает даже мысли о ниспровержении святости патриотизма. Потому оказалась возможной показательная порка телеканала «Дождь», чей опрос о блокадном Ленинграде не показался кощунственным мне – а ведь моя родная бабушка пережила блокаду, для нас это личная, семейная история! – но искренне возмутил патриотически настроенных россиян. Потому так беспроигрышно сработали в отношении Украины «фашистские» ярлыки и клише.

Они готовы нас ненавидеть и убивать, а мы только учимся. И у нас получается, должно получиться, потому что другого выхода нет.

У многих из нас уже наворачиваются слезы при звуках украинского гимна, под которые убивали людей. Мы понимаем цену цветов украинского флага, особенно когда его хотят и могут заменить флагом иной расцветки. Мы совершенно иначе, чем когда-либо раньше – и серьезнее, и требовательнее, и эмоциональнее – относимся к военным. Повышая градус патриотизма, общество стремительно милитаризируется, и даже те из нас, кого пока не накрыло лично, все равно уходят на войну.

Сумеем ли мы с нее вернуться?

Может показаться, что говорить об этом рано. Но слишком легко пропустить тот момент, за которым будет уже поздно. Патриотизм не может и не должен замещать собой другие, гораздо более тонкие и хрупкие вещи, которые делают нас личностями и просто людьми. Одна из таких вещей – умение видеть нюансы, неважные и невидимые с точки зрения патриотизма. Отличать плохие стихи от хороших, журналистику от пропаганды, диванную демагогию от разумной аналитики, идеологический пафос от трагического переживания, солдафонское гы-гы от искрометного юмора, неуправляемую агрессию и ксенофобию от ненависти к врагу, неизбежной на войне, – все это лежит за пределами патриотического поля и по камешкам выкладывает тропинку, по которой мы когда-нибудь сможем вернуться с войны.

Ведь это не менее важно, чем победить.

Date: 2014-06-05 01:52 pm (UTC)
From: [identity profile] ptitsarukh.livejournal.com
Продолжаем заниматься социальной фантастикой? Ну-ну.

Date: 2014-06-05 03:06 pm (UTC)
From: [identity profile] k-arkun.livejournal.com
Это не социальная фантастика - это вообще другая степь. Вы только эту фразу осмыслите: "Они готовы нас ненавидеть и убивать, а мы только учимся. И у нас получается, должно получиться, потому что другого выхода нет."


Date: 2014-06-05 04:32 pm (UTC)
From: [identity profile] Євген Хуторний (from livejournal.com)
Хороший текст, дякую.

Щодо слів гімну України - уявіть наприклад Мамчура що веде бійців в атаку під слова "Слава Вітчизні народів-братів!"?
В мене не виходить. Тут підходять тільки слова "Душу й тіло ми положим..."
Тепер нам усім зрозуміло що це не просто пафос.
Патріотизм для українців це перш за все бути вільними.
При розвалі СРСР свобода нам звалилася на голову але ми не оцінили цей дар Божий і розбазарювали його наліво і направо.
Адже що дісталось легко не цінується. Тепер прийшли часи розплати за свою легковажність.

Date: 2014-06-05 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] alfiatedy.livejournal.com
Мне кажется, ненависть, как любые эмоции вообще - только мешает. Я за научный подход и профессионализм.
Ученый, который ищет лекарство от чумы, не испытывает ненависти к бактериям. Он даже по-своему любит предмет исследования)))
Не знаю, чьи слова, что ненавидеть нужно не фашиста, а фашизм.

Date: 2014-06-05 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] yasenyka.livejournal.com
А тем временем в России все это было на уровне и всерьез.

Яна, про патриотизм в России откуда известно? Мне как человеку системы образования РФ странно читать про патриотическое воспитание на уровне и всерьез.
То, что у нас не переписывали учебников по истории столь цинично, как у вас, или то, что в школах напрочь отсутствует до сих пор пропаганда риторики власти в виде гимна и иной атрибутики - можно считать воспитанием патриотизма?

Про порку "Дождя" и про его опрос, отдельная история, стоит ли ее приплетать в ветку о патриотизме в отдельно взятой, раненной стране? И я даже отвечу сама себе: стоит, потому что история не терпит сослагательного наклонения,про это необходимо помнить, ведь неспроста "У многих из нас уже наворачиваются слезы при звуках украинского гимна, под которые убивали людей"...

Они готовы нас ненавидеть и убивать, а мы только учимся. И у нас получается, должно получиться, потому что другого выхода нет. - не знаю, о ком идет речь, о чужих видимо. Но мне хочется ответить цитатой из Ивана Охлобыстина: "Счастлив знанием, что принадлежу к народу, который услышав "москалей на ножи", до сих пор не ответил речевкой "хохлов на пики". Сим победим!"

Простите, Яна, если мой коммент вам покажется сумбурным, очень надеюсь, что Аркадий окажется прав про социальную фантастику. Другого объяснения этой статье я в принципе не нахожу(.
Edited Date: 2014-06-05 04:54 pm (UTC)

Date: 2014-06-05 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] alfiatedy.livejournal.com
МЫ хорошие, ОНИ плохие.

Date: 2014-06-05 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] tranquiler.livejournal.com
Не стоит лукавить, всё Вы поняли. Охлобыстин немного не по теме: стихотворные речевки слишком сложны. Уже лучшие умы вещают об Украине, которая не имее права на существование как государство. Пример на картинке:6z7E5mdCMPo
Извиняюсь за тон, Картинка - шутки юмора для... Однако это тенденция. От Лукьяненок до Дугиных, не считая бесчисленных школьников вконтактике, все требуют "с лица земли стереть и бомбами закидать". Напрягает, знаете-ли.

Date: 2014-06-05 05:49 pm (UTC)
From: [identity profile] yasenyka.livejournal.com
как не старалась, не разглядела и части написанного на картинке (не кликабельный скрин, увы). И да, я допускаю, что отдельные личности слишком остро реагируют на события в соседнем государстве. Да и как смолчать, когда в расход идут мирные жители...
Но и с той стороны много прекрасного льется, и под одну гребенку скрашивают всех, и фантастикой укрывают как саваном. Не буду сейчас кидать в вас ссылками и скринами. Вы же понимаете, о чем я говорю, правда?

Date: 2014-06-05 05:50 pm (UTC)
From: [identity profile] tranquiler.livejournal.com
Яна, а у вас есть ссылка на тот, 4-хлетней давности текст? Почитать хочется. Сами мысли о патриотизме соответствуют моим, мысли об украинском современном патриотизме, странным образом тоже. Я живу на 2 страны и хочется сравнить ощущения.

Date: 2014-06-05 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Теоретически правильно, но война-то всегда на эмоциях. Такова человеческая природа.
Это грустно отдельно.

Date: 2014-06-05 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Яна, у меня очень плохой интернет. Так бы я прокомментировала ваш пост про невинно обвиненного во всех грехах Путина, который всего лишь забрал Крымку, который сам хотел... но пока все грузилось, у меня было время подумать: ну что я скажу человеку, живущему в таких вот координатах? Перед любой дискуссией сначала договариваются про дефиниции. Если на этом этапе сбой, дискуссии не получится. И уж тем более никого переубедить.

Единственное, уточню свою мысль: под патриотическим воспитанием в России я имела в виду не только систему образования, но и кино, масс-медиа и прочая, и прочая. А про суворовские училища вы, безусловно, знаете лучше меня. Наверняка там и близко не пропагандируют никакого патриотизма.

Date: 2014-06-05 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] tranquiler.livejournal.com
Я вас прекрасно понимаю. С картинкой mea culpa, не умею я картинки в комментарии нормально вставлять. Саван фантастики - прекрасный образ, но вспоминаются именно российские фантасты с саваном наготове: про Вершинина и Лукьяненко даже не пишу, ибо надоело. Еще Лазарчук, вот Дивов засветиться решил, ну и пресловутый Березин.
Мирные жители в расход идут, но почему другие "мирные жители" оборудуют позиции в непосредственной близости от местонахождения первых мирных жителей... Разговор уходит в типичный срач. Вы не поймете меня, я не пойму Вас. Предлагаю на этом закончить.
P.S. Картинку можно рассмотреть, если сохранить её: оригинал вполне крупный.

Date: 2014-06-05 06:23 pm (UTC)
From: [identity profile] lider.livejournal.com
"Красивые, умные и добрые дети рождаются от..."
Ой.

Date: 2014-06-05 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] tranquiler.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2014-06-05 06:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tanda-mif-chgk.livejournal.com
Лет девять назад мы отмечали диплом одного хорошего парня. Он мимоходом упомянул про военную кафедру, присвоенное ему звание и погоны. Тогда один из сидящих за столом сказал: "Выпьем за то, чтобы тебе никогда не пришлось носить эти погоны". Кто бы мог тогда подумать, что настанет такое время, когда я буду открывать френдленту, боясь увидеть в ней пост "Мне пришла повестка" или "Записался добровольцем, убываю на сборы"...

Колонка в FORBES-Woman

Date: 2014-06-05 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] tanay2 сослался на вашу запись в своей записи «Колонка в FORBES-Woman (http://tanay2.livejournal.com/97697.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Колонка в FORBES-Woman [...]

Date: 2014-06-05 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] yasenyka.livejournal.com
Яна, вот сразу видно, что вы не живете в России:)
В суворовском училище не знаю как, скажу про наше: молитва, гимн и заветы кадетов. Такие учреждения - дефицит в городе. Желающих отдать на обучение деток очень много, но прием ограничен 60 человек в каждый заход.

Подавляющее большинство школ работает по принципу "инициатива трахает инициатора". Ни учителям, ни начальству, а уж тем более родителям и ученикам не нужно в принципе патриотическое воспитание. Подавляющая часть того, о чем рапортуют в новостях о патриотизме школьников - отписка и показуха.

кино и масс-медиа, Яна, ну вам самой не смешно? Достаточно посмотреть сетку вещания Русского ТВ и вы поймете, что кроме мыльных ха-ха сериалов, сортир-юмор шоу, экстрасенсов и дома 2 наши дети по телеку ничего нормального видеть не могут.

есть в сети ролик, пятилетней давности, к году молодежи. Вот там четко и правдиво про молодежь было. сейчас есть положительная динамика, но она пока не так хороша, как хотелось.

Да, появился фильм "Легенда №17". но положа руку на сердце, он больше голливудский, чем русский по манере подачи материала. Ну посмотрел мой сын, и тут же забыл.
Современные фильмы про ВОВ - смех и слезы.

Одним словом, я представляю, как там, у ВАС рисуют патриотизм Рашки-Чубурашки, но у нас в этом направлении работать и работать.

З.Ы. на эту тему я могу много и долго говорить, это очень больная тема для учителя. Но, спасибо вашей стране, наши родители понемногу начинают включаться в жизнь своих детей.

Date: 2014-06-06 02:21 am (UTC)
From: [identity profile] morreth.livejournal.com
Мне больше понравилось про "цинично переписанные у нас" учебники историии. 80% москалей убеждены, что МВ2 началась 22 июня 1941 года, а учебники у нас переписаны, my ass.

Date: 2014-06-06 03:33 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Мне это напомнило, как еще до захвата Крыма одна вменяемая на первый взгляд френдесса доказывала мне, что канал Россия-24 приглашает спикеров самой разной направленности и вообще не врет.

И вот я смотрю в телевизор - там истерят и врут, и тут же в жж мне взвешенно доказывают, что это не так, а просто я мало повидала в жизни.

Когнитивный диссонанс.

Date: 2014-06-06 03:35 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Да, у нас в военные шли, не собираясь никогда воевать. И это плохо - если с точки зрения войны, а не с человеческой. Все перевернулось.

Date: 2014-06-06 07:22 am (UTC)
From: [identity profile] yasenyka.livejournal.com
каждый видит то, что хочет. И в телевизоре (если его еще кто-то смотрит), а уж в тексте и подавно. Спорить не имеет смысла.
Крым не захватывали, я так вижу, и подавляющее количество людей, живущих в Крыму видят также.
Россия с Украиной не воюет, я так вижу, Украина как маленький ребенок ищет виноватых во всех своих грехах.
И да, на двух стульях усидеть всегда сложно, я так вижу. За сим извините, диалог считаю исчерпанным.

Date: 2014-06-06 08:15 am (UTC)
From: [identity profile] dana-history.livejournal.com
Спасибо, Яна :)

Date: 2014-06-06 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] alex-dvorak.livejournal.com
Яна, во избежание диссонанса, "не читайте перед обедом советских современных газет".
Ни русских, ни украинских. Они все - одним мазаны. И не миром, увы.

Не умножайте зла. Не учитесь (и не учите) ненавидеть.
А впрочем... "каждый выбирает по себе ... "
Не буду Вас учить как Вам жить, в какой войне участвовать.

Просто прошу. Не умножайте зла. Поверьте, отлично справятся и без Вас. С обеих сторон.



Date: 2014-06-06 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] seshat-k.livejournal.com
Если не секрет, сколько вы вложили в военные облигации Украины? Не обязательно в цифрах, просто процент от дохода и сбережений.

Больше, чем в ремонт, или меньше?

Date: 2014-06-06 11:45 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Ух ты! Я произвожу впечатление состоятельной дамы.

Date: 2014-06-06 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Я не умножаю зла.

Date: 2014-06-06 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
С последней фразой (после "за сим") трудно не согласиться.

Date: 2014-06-08 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] leo-l-leo.livejournal.com
Это был шок, когда весной в центре Киева стали стрелять в людей. Потом стало понятно, что это начало. Война будет. Потому что не помогло. Как первые выстрелы должны были поставить на место толпу, так теперь пусть война поставит на место страну.

Хочется спросить, а что страна действительно изменилась с началом войны ? Не там, не тут, не они и не те, что там, а - страна ? Война, как это ни ужасно, порой формирует нацию.
Кажется, это и единственный способ понять, справедливая ли это война.

Date: 2014-06-09 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Это происходит, конечно. Но такие изменения амбивалентны, вот что грустно. И темная сторона запросто может взять верх.

Нельзя формировать страну такой ценой. Только никто ж не спрашивает, это данность.

Date: 2014-06-11 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
А её можно сформировать другой ценой? :/

Date: 2014-06-12 04:25 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
Конечно. На созидательной идее.
Против общего врага - самый плохой способ.

Date: 2014-06-12 08:09 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/alkor_/
Прошу прощения: я не придираюсь -- просто действительно хочу понять.

Можно какой-то конкретный пример того, как какая-то нация построила себя только на созидательной идее? Без национально-освободительного движения, гражданской войны, войны за независимость и пр.

Пока из всего, что мне приходит в голову, я могу вспомнить разве что Либерию -- но в глобальной перспективе у них ничего не получилось.

Date: 2014-06-13 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] yusta-ya.livejournal.com
В прецедентах навскидку я не сильна. Это мне надо специально копать тему.
Но в любом случае - так должно быть.

Date: 2014-06-26 12:25 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Канада, Австралия, Казахстан, Тайланд, .......

March 2017

S M T W T F S
   1 234
56789 1011
12131415 161718
19 202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 20th, 2026 07:45 pm
Powered by Dreamwidth Studios